пятница, 16 ноября 2012 г.

МАРДИК МАРТИН. НАЧНИТЕ С КОНФЛИКТА

Мардик Мартин – высокоуважаемый сценарист, который написал «Злые улицы», «Бешеный бык», «Нью Йорк, Нью Йорк», «Валентино» и другие сценарии. Он также был не указанным в титрах «сценарным доктором» для ряда других игровых фильмов. Среди его документальных фильмов «Италоамериканец», «Американский мальчик» и «Последний вальс». О нем был снят имевший успех документальный фильм «Mardik: Baghdad to Hollywood». На данный момент он – старший преподаватель в USC, а до этого преподавал в Университете Нью-Йорка. В 2006 Американский Институт Кинематографии назвал «Бешеного быка» четвертым среди лучших фильмов всех времен. В 2008 году Мартин был удостоен награды за жизненные достижения от AFFMA (Фонда Арпа для Фильмов, Музыки и Искусства).

Самая большая ловушка в написании сценария находится в завязке. Помните, что вы собираетесь потратить, возможно, целый год вашей жизни на сценарии художественного фильма. Так что не делайте распространённой ошибки, используя тему, предпосылку или сообщение (месседж), с которой стартует ваша история. Проще и намного эффективнее строить её на конфликте.

Допустим, ваша подруга смотрит фильм и говорит вам: «Мне это нравится. Я совершенно идентифицирую себя с главным героем».


Это ерунда – на мой взгляд. Ваша подруга не идентифицирует себя с главным героем. Она (или он) примеряют на себя конфликт протагониста. Ваша подруга-любительница кино никогда не сможет стать тем человеком из фильма, но она сможет стать участником конфликта, подобного конфликту персонажей, ситуации или проблемы. Вот почему ей нравится фильм. Именно конфликт, а не персонаж, вовлекает ее в историю.

Таким образом, когда вы создаете историю, держите конфликт персонажа на переднем плане завязки вашего сценария. Другими словами, не зацикливайтесь на сути, смысле, который вы хотите донести, или на теме, о которых заявляет Лайош Эгри в своей популярной книге «Искусство драматургии». Он настаивает, что автор должен начать с посылки, такой как «любовь побеждает всё» или «глупость ведет к бедности». Проблема с посылкой как отправной точкой заключается в том, что вам все равно необходимо будет создать надуманную ситуацию и персонажей, чтобы ваша тема стала историей. Но обычно это оказывается фальшиво или тяжеловесно. Вы сталкиваете вашего зрителя с посылкой, которая очевидно базируется не на реалиях, а на смысле произведения, которое вы хотите создать.

Намного лучшей стартовой точкой является наблюдение (или подглядывание) за реальной жизнью. Коллекционируйте анекдоты. Вы захотите следить за реальными людьми вокруг себя и, что важнее, их проблемами, их ситуациями, их конфликтами.
Уделите пристальное внимание людям, которые становятся причинами этих проблем. В кино мы называем таких «создателей проблем» антагонистами. Вам стоит изучить и протагониста, и антагониста как ученому. Не судите. Вы же не хотите, чтобы они стали инструментами вашей темы. Поэтому будьте как беспристрастный ученый и изучайте поведение ваших персонажей так, чтобы они могли стать настолько реальными, насколько это возможно.

УПРАЖНЕНИЕ

Чтобы начать историю, хорошо было бы оглянуться вокруг на людей, которых вы знаете, и изучить их проблемы, и на людей, которые начинают КОНФЛИКТ. Может быть, у вашего лучшего друга есть проблемы, связанные с проживанием с его мамой. Или ваша сестра выходит замуж за состоятельного человека, которого она на самом деле не любит.

Как объективный исследователь, изучите конфликт и представьте его как сцену. Делайте заметки. Старайтесь не вставлять ваше собственное мнение о людях. Следуйте фактам, которые вы видите, и пристально следите за тем, что происходит.

Главное, что сосредотачивает на сути истории, это антагонист. Большинство начинающих писателей спокойно создают протагониста, который является воплощением их самих. Однако, что действительно создает действие – это антагонист, создатель конфликта. Поэтому, когда вы наблюдаете жизнь и делаете «исследовательские» заметки, будьте уверены, что точно определяете действия, мотивы и желания АНТАГОНИСТА. Протагонист, несмотря на свою важность, может не быть ключом к «начальной точке».

И, между прочим, антагонист совсем не означает «плохой парень». Мама вашего друга может быть антагонистом. Она вполне может быть милейшим, чудеснейшим человеком на свете, но она создает чудовищный геморрой тому, кто с ней живет.

Поэтому смотрите, как мама в реальной жизни создает проблемы своему сыну. Или, что еще лучше, скомбинируйте несколько мам, каждая из которых усложняет конфликт. Тут вам поможет немного воображения. Помните: вы так много можете подсмотреть в реальной жизни. Великий писатель использует умение скомбинировать персонажей и их ситуаций.

Как простой и очевидный пример, подумайте о фильмах про Джеймса Бонда. Бонд всегда очаровательный, щеголеватый дамский угодник, который делает свое дело. Он может быть крайне скучным и нудным, но не для антагониста. Каждый антагонист в фильмах про Бонда это персонаж, который устраивает Бонду «скачки с препятствиями». И чем интереснее препятствия, которые создает антагонист, тем более изобретательным должен быть Бонд, чтобы преодолеть их. Так, ключ к истории в вашем упражнении, это «Голдфингеры» (или «Голдмемберы»).

Начальная точка вашей истории будет антагонист, создающий проблемы вашему протагонисту. Теперь создавайте сцены, комбинируя ваши наблюдения и ваше воображение.

Перевод Ю. Свяжина (с)

Комментариев нет:

Отправить комментарий