понедельник, 4 ноября 2013 г.

Капризы детей

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

С капризами на людях хоть раз, но сталкивался каждый родитель или, по крайней мере, видел такую ситуацию со стороны. Плачущий навзрыд ребенок и папа или мама, демонстративно не замечающие ребенка, но тянущие его за руку. Или наоборот, родителей, ужасно возмущенных поведением ребенка и кричащих на него за это. Относиться к этому можно по-разному, но меня ужасно раздражает поведение таких родителей.

Подобные некрасивые поступки родители совершают потому, что не берут в расчет физиологию и психологию ребенка, списывают любое плохое поведение ребенка на капризы! Если разобраться в причинах неадекватного поведения ребенка, то может оказаться, что он устал или переутомился.

Иногда достаточно остановиться, обнять ребенка, поцеловать и постараться отвлечь, например, сказкой. Рассказывать такую сказку нужно очень тихо. Если ребенок плачет и вы боитесь, что он вас не услышит, не стоит повышать голос и перекрикивать его, это не поможет. Шепчите слова в самое ухо ребенку, тоном спокойным, по веселым. Ребенок должен понять, что эта история очень интересная и забавная. Подключите в этот момент всю вашу фантазию, рассказ желательно связать с местом, где вы находитесь. Например, рассказать сказку о «вон той кошке», которая только что пробежала, похоже, она спешит к своим котятам. Если нет кошки, подойдет собака, птичка, паучок, наконец. Ваша задача в этот момент переключить внимание ребенка на вас.


Постарайтесь в этот момент не поддаться настроению ребенка, сохранять выдержку и спокойствие. Тогда ваши усилия будут вознаграждены, конфликт будет исчерпан, а ваше настроение останется хорошим, и вы смело можете поставить себе еще один плюсик за правильное разрешение конфликта.

Когда в подобных ситуациях вы будете проявлять выдержку, у ребенка будет формироваться представление, как нужно себя вести в конфликтной ситуации и как на них реагировать. Конечно, если в семье родители постоянно спорят и ругаются, добиться послушания от ребенка будет труднее, чем в семье, где мама и папа относятся друг другу с пониманием и уважением и прислушиваются к советам друг друга.

Если ребенок устраивает истерики в магазине. Что в этом случае делать родителям?

Чаще всего дети устраивают истерики на детской площадке, когда не хотят уходить домой, или в магазине, когда ребенку захотелось получить новую игрушку. Что делать с истерикой на площадке, все понятно, здесь вполне можно попытаться отвлечь ребенка интересной историей. А как поступить, если ребенок начинает требовать или клянчить «Купи!» в магазине?

Я, например, просто брала ребенка за руку и уходила из магазина — на улице легче его успокоить и отвлечь. Уже дома я объясняла ему, что мне не понравилось его поведение и что мне было очень неприятно. На моих детей это действовало.

И все же, как поступить правильно?

Подробно рассмотрела эту проблему Анна Кравцова, автор книги «Мама, купи!, или Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик». По мнению автора, родители и дети чувствуют, что за сценами возле прилавка скрываются более важные человеческие проблемы, о которых дети еще не умеют говорить словами. И отчаянные эмоции касаются вовсе не конкретной вещицы, а отношений между взрослыми и детьми в семье, а может быть, и отношений между самими взрослыми...

Нужно понимать, что существуют ситуации, в которых ребенок наверняка скажет: «Купи!». Анна Кравцова называет пять таких ситуаций:
■ родители зашли в супермаркет и долго стоят около полок, на которых прямо на уровне рук ребенка, лежат завернутые в симпатичные обертки небольшие пакетики со сладостями;
■ мама встретила в магазине подругу и долго с ней разговаривает;
■ ребенок встречает в магазине своего приятеля, радостно держащего только что купленную коробку с конструктором;
■ вся семья приходит в магазин, чтобы купить подарок ко дню рождения, например, другому ребенку;
■ в присутствии малыша подарок получает другой ребенок, да еще все взрослые вокруг расхваливают этого другого ребенка и рассказывают друг другу, как приятно делать такому хорошему ребенку такие замечательные подарки и т. д.

Как найти «работающие» фразы и действия. Анна Кравцова советует: услышав требование «Купи!» от своего ребенка, взрослому надо постараться принять для себя решение: «Хочу я это покупать сегодня и сейчас или нет».

Если мама или папа (бабушка или дедушка) решили, что покупка возможна — стоит покупать сразу, без споров и условий.

Если же решено, что покупка не состоится — нужно честно и твердо сообщить об этом ребенку и... готовиться выдержать любые истерики.

Если вам самому нужно время подумать вот пять фраз, которые по мнению автора книги помогут взрослым обеспечить себе «минутку тишины»:

— Мне тоже нравится эта кукла (машинка, конфетка, кораблик, пылесос...). Давай пройдем по магазину, а я подумаю, сможем ли мы это сегодня купить.
— Это интересная вещь, но я не уверена, хватит ли у нас денег на все нужные покупки. Подожди, я посчитаю и решу, покупать или нет.
— Да, это хорошая штука, но в магазине так много других хороших вещей, что я не знаю, именно эту купить или какую-то другую.
— Что-то мне не очень хочется это покупать, почему тебе это нравится? Расскажи, а я подумаю...
И даже совсем откровенно:
— Я не знаю, покупать тебе это или нет. Дай мне пять минут — я подумаю.

Дети не всегда говорят: «Купи!» — желая приобрести конкретную вещь. Причины того, что малыш (да и ребенок постарше) начинает просить и даже требовать, очень разнообразны. Именно поэтому иногда, даже купив ребенку требуемую вещь, взрослые не удовлетворяют желания ребенка: он может продолжать просить что-то еще, или небрежно обращаться с «такой желанной» вещью, или вовсе начать топать ногами и кричать, что он вовсе и не этого хотел.

Я обычно говорю: «Да, игрушка хорошая, красивая и я понимаю, почему она тебе нравится, но знаешь, сейчас мы не планировали покупать эту игрушку. Я тоже хочу вон ту кофточку, но она тоже не в нашем плане. Так что, увы, мы не будем покупать ни мне кофточку, ни тебе игрушку». Бывает, что игрушка не очень хорошего качества, быстро сломается, тогда я добавляю: «Куплю ее чуть позже, через дня два, если она тебе будет нужна. Если ты передумаешь, то сможешь выбрать себе другую игрушку». Обычно так и получается: придя в магазин в следующий раз, уже специально для покупки игрушки, ребенок выбирает совсем другу вещь, подойдя к выбору более серьезно и спокойно. Иногда он вообще может передумать что-то покупать.

Когда мы приходим за покупками в супермаркет, я сразу говорю, что покупаем только продукты, ты можешь выбрать для себя сок или конфету. К игрушкам я стараюсь его не подводить и обойти их так, чтобы не привлекать внимание ребенка. Ходить ребенку одному по магазину запрещается, потому что можно потеряться.

Чтобы поведение ребенка было адекватным на улице, в магазине, в гостях, в семье, ребенка нужно этому учить не словами, а своим примером. В семье должны существовать, в первую очередь, любовь, уважение, понимание. А также дисциплина (не муштра), распорядок дня (подъем, питание, прогулка, занятие, сон).

Так ребенок приучается к порядку и учится следовать правилам.

Чтобы вам не было стыдно за ребенка, учите его здороваться с взрослыми, говорить им не «привет» или «здрасте», а полноценное «здравствуйте». Учите обращаться к взрослому человеку на Вы. Учите его говорить «спасибо», «пожалуйста». Хорошие манеры прививаются с детства.

Отсюда 

Комментариев нет:

Отправить комментарий