четверг, 20 марта 2014 г.

Трудно быть богом

2014
Россия
Алексей Герман

Опущу вступительное слово: что, о чём, по какой книге, художники, операторы, актеры, режиссер, спасибо маме и продюсеру – все это, безусловно, важно (а "технические номинации" даже вызвали у меня таки трепет и восхищение), но мне уже не хочется про это рассказывать. И про "дерьмо" тоже опущу. Ну, грязь, ну, средневековье, ну, художник так видит... Не в дерьме дело, право слово.

Удивительно, что версия происходящего, которая на середине фильма мне показалась вообще единственно верной, настолько непопулярна среди посмотревших. А звучит она так – цитирую: «Может мы не правильно понимаем фильм? Может быть этот фильм о человек, который считает себя ученым на другой планете, а на самом деле сидит в психиатричекой лечебнице?»

Именно это и мне пришло в голову во время разговора Руматы с Рэбой. Вдруг как-то подумалось: абсурдность происходящего, одинаковость и неприятность окружающих Румату людей (и аборигенов, и землян), перегруженность обстановки малопонятными символами, упорная зацикленность на грязи, убогости, отсутствие малейшего проблеска мысли, хаос, хаос, хаос - может это всё-таки не характеристики арканарской реальности, может, это герой так воспринимает окружение? Может, с психикой у него какие-то нелады? Ну не бывает так на свете, чтобы кругом одно дерьмо, и только я один такой в белом умный и несчастный – тут явно что-то с восприятием действительности… Реплика дона Рэбы о том, что он "боевой магистр Ордена" меня в этой мысли укрепила - эта жаба? Боевой магистр? А, может, он... вовсе и не жаба? Может, это в восприятии главного героя дон Рэба - неловкая жаба, а на самом деле он, Рэба, спокойный, сосредоточенный, умный... может, даже обаятельный? Финальная реплика Руматы в разговоре с "серым кардиналом" (которой, кстати, в книге нет - насколько я помню) шокировала, потому, что версию "сумасшедшего героя" для меня подтвердила просто железно: "То, что я с тобой разговариваю, ещё не значит, что мы беседуем" - то есть, Румата сам понимает, что его собеседник может быть и псевдоквазией, игрой воображения? (спойлер, выделить чтобы прочитать).

Правда, Игорь сказал, что для него эта фраза имела несколько другой смысл. Ну, да, действительно, сложно найти какое-то одно объяснение, когда всё происходящее "не алгоритмизируется".

Но весь ужас в том, что версия «сумасшедшего героя» в принципе обесценивает историю. Это как развязка, по которой вся история оказывается сном – всё бред, и нет смысла над этим размышлять и об этом переживать. То есть – просто нечестно было бы автору так поступать. Но если допустить, что «арканарская реальность» реальна…

То, извините, ни разумнее, ни адекватнее история не становится. И я не хочу тут рассуждать об Арканаре. Я хочу подумать о землянах.

Земляне омерзительны. И это очень странно. Они – профессионалы, пришедшие на эту планету с определенными задачами. Они пришли сюда работать. Собирать информацию. Прогнозировать ситуацию. Спасать людей. Не знаю – какие еще задачи могут стоять перед историками, социологами, экономистами? Каких еще специалистов могли туда отправить?.. Так вот, почему эти люди вместо того, чтобы работать, самым идиотским образом оскотиниваются? Они не думают о том, что должны делать (Румата собирался послать человека разведать, что там поделывают остатки Ордена, да всё как-то так…) Они спиваются. Они делают вид, что пишут книги, но на самом деле для них нет ни одной толковой мысли. Они понимают, что их теории неверны, но не делают ни малейшей попытки понять происходящее. И в конце концов – они все-таки уходят… бросив на мерзкой, непонятной планете своего коллегу, явно попавшего в беду, у которого случился очень серьезный нервный срыв. Потрясающе.

И ради всего святого, не надо меня убеждать, что все люди таковы, так живут, так ведут себя и так работают. Ибо это не правда.

Однако, меня целых три часа предлагают прожить именно как эти земляне – наблюдая грязь, видя только бред и хаос, неприятных и глупых созданий, не имея ни малейшей внятной версии того, что происходит в жизни, в которую меня окунают (тьфу, оборот-то какой выскочил…) И вот теперь самый важный вопрос: а зачем? К чему этот аттракцион - почувствуй себя никчемным пришельцем по уши в дерьме? Пришельцем, который не понимает, где он, не хочет понимать, хочет заглушить в себе и разум, и чувства и совершенно забыл о том, что он делать должен?

Я не могу ответить на этот вопрос. Я даже не могу понять, с чего начать думать, чтобы ответить на этот вопрос. Видимо, этот фильм для меня так и останется загадкой. Фильмом «ну, нафига?!»

Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий